Как показывает практика работы правоохранителей, на сегодняшний день наиболее распространенными видами мошенничества остаются так называемые бесконтактные способы, когда мошенники действуют дистанционно, зачастую находясь за пределами Челябинской области. Они представляются сотрудниками банков, сообщая по телефону гражданам о блокировке их банковских карт, либо рассылают смс-сообщения о том, что карта заблокирована либо поступил денежный перевод или одобрен кредит.
Во всех подобных случаях мошеннических посягательств гражданам следует обращаться в офис банка или звонить по телефону службы поддержки, указанному на обороте банковской карты.
Одним из наиболее распространенных видов мошенничеств в сети «Интернет» является размещение информации о продаже товаров и услуг на сайтах бесплатных объявлений. Потерпевший на интернет-сайте размещает объявление о продаже какого — либо товара. Мошенник под предлогом купить данный товар звонит на телефон потерпевшему и якобы для перечисления денежных средств за товар просит сообщить ему номер банковской карты потерпевшего и код с обратной стороны карты. Имея полный доступ к банковской карте потерпевшего мошенник, похищает денежные средства через различные платежные системы.
Злоумышленники тонко чувствуют психологию своих жертв, поэтому гражданам следует поскорее завершить разговор с лже-сотрудниками банка и ни под каким предлогом не сообщать незнакомым лицам номер карты, срок её действия, ПИН-код и другие реквизиты.
В Интернет-сети также есть очень много различных магазинов, и купить можно все что угодно. Некоторые магазины размещают товар, как правило, по низкой цене, посетитель видит привлекательные условия, оплачивает деньги, но товар до него не доходит. Он пишет в поддержку, звонит на телефон, но никто ему не отвечает. Сайт, скорее всего, через некоторое время удалят с интернета, кошелек на который вы отправили деньги, также будет удален.
Жертвами вышеперечисленных способов мошенничества в 2016 году стали 5 жителей Увельского района.
Мужчина нашел товар в интернет магазине дешевле, чем в магазинах по месту жительства, через интернет почту «менеджер» скинул счет для оплаты, после чего потерпевший оплатил предоставленный к оплате счет на сумму 15000 рублей через отделение ПАО «Сбербанк». После оплаты контакты прекращались, телефон «менеджер» не отвечал.
Женщина продавала через интернет детскую коляску. Ей на сотовый позвонила девушка и сказала, что хочет купить коляску, при этом попросила потерпевшую дойти до банкомата и произвести с картой определенные манипуляции, для внесения предоплаты, что потерпевшая и сделала, таким образом были похищены денежные средства в размере 4100 рублей.
Ещё один житель Увельского района выложил на сайт «Авито» объявление о продаже принадлежащего ему строительного материала. Ему позвонил неизвестный мужчина и сказал, что хочет приобрести материал и хочет внести предоплату, но для этого необходимо сообщить ему номер банковской карты и провести с ней определенные манипуляции которые он скажет, для того что бы предоплата поступила на их счет. Мужчина все манипуляции произвел лишившись, таким образом, денежных средств в сумме 15000 рублей.
По всем вышеперечисленным преступлениям возбуждены уголовные дела по статье 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Мошенничество».
Для того чтобы не стать жертвами подобного рода преступлений гражданам необходимо соблюдать основные правила:
1. Не передавать неизвестным лицам номера своих банковских карт, счетов.
2. Не сообщать различные пароли и коды приходящие в СМС на сотовые телефоны.
3. Не пользоваться услугами непроверенных и неизвестных сайтов.
Игорь Мамаев, специально для Южноуральск.РУ