logo

Крупнейший инвестпроект Южного Урала проверяет ФСБ

Скандал в уральском проекте Гинера. Российские олигархи подводят Дубровского.

126638_Yuzhnouralyskiy_TLK_Chelyabinsk__2796.1921.0.0Проект бизнесмена Копьева (слева) подводит губернатора Дубровского (справа)

Прокуратура и ФСБ проверяют на предмет мошенничества крупнейший инвестиционный проект Челябинской области, от которого ждут миллиардные обороты и тысячи рабочих мест. Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» на международных саммитах активно продвигали и Михаил Юревич, и Борис Дубровский. Сегодня объект стоимостью почти 7 млрд рублей становится причиной громкого скандала. Подробности — в нашем материале.

Проект строительства ТЛК «Южноуральский» впервые был презентован на высоком уровне в июне 2012 года на саммите ШОС и сразу получил одобрение президента РФ Владимира Путина. Тогда же Челябинская область подписала соглашение о сотрудничестве в реализации проекта с правительством Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая и Казахстанскими железными дорогами. Строительство началось спустя год. Собственником стало ООО «Ресурс», которое вело работы по договору лизингового финансирования с ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) на 6,8 млрд рублей.

По планам инвесторов, терминал сможет принимать 2,5 млн тонн грузов в год с перспективой увеличения объема в четыре раза. ТЛК занимает 180 гектаров и представляет собой железнодорожный контейнерный терминал, склады на 82 тыс. квадратных метров с перспективой увеличения до 450 тыс. квадратных метров. Здесь же есть таможенный пост. Первую очередь комплекса открыли в мае губернатор Борис Дубровский, зампред правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Ши Даган и министр транспорта РФ Максим Соколов. Предполагается, что из Китая через ТЛК будут поставлять оборудование, товары народного потребления, одежду и бытовую технику. Российская сторона — продукты, зерно и корма. Конкурентное преимущество ТЛК в том, что грузы из центральных и западных районов Китая будут доставляться в разы быстрее — 7 дней против 30 дней через Забайкальск. Еще двое суток займет перевозка до Москвы. Это отразится на цене товаров.

Региональные власти связывают большие надежды на ТЛК. Уже подписаны десятки соглашений о сотрудничестве. Губернатор Борис Дубровский презентовал проект на Петербургском экономическом форуме, международных конференциях в Китае и Казахстане.

Даже само по себе возведение ТЛК сильно помогло бизнесу в соседних городах. Масса субподрядчиков поставляла стройматериалы, ожили рынок недвижимости, торговля. Однако еще весной прозвучал первый тревожный звонок, еще до официального открытия транспортно-логистического комплекса. Тогда субподрядчики впервые пожаловались, что генподрядчик, ООО «Энекс», задолжал за работы около 400 млн рублей. Сам должник кивал на заказчика — ООО «Ресурс», которое не перечисляло деньги. Обращения были направлены в адрес региональных властей, как главных лоббистов проекта. Один из субподрядчиков тогда говорил, что перед открытием первой очереди ТЛК их просили не поднимать шум, дескать, скоро трудности будут преодолены, со всеми рассчитаются. Коммерсанты так и поступили. Но ситуация практически не изменилась.

«В Южноуральске практически все так или иначе завязаны на ТЛК. Перед открытием первой очереди нам обещали, что в течение месяца рассчитаются. Поэтому субподрядчики врали, что долгов нет. Кроме того, готовится вторая очередь строительства. И в кризис все хотят работать. Поэтому хотели по-хорошему решить проблему. Но прошло уже больше полугода. Многие предприниматели стоят на коленях. Нечем платить зарплаты. Поставщики подают в суд и выигрывают дела, ставя субподрядчиков на грань банкротства. Долги за работу исчисляются миллионами», — рассказывает предприниматель из Южноуральска.

Другой субподрядчик, ООО «Континент», после месяцев ожидания не выдержал и направил обращение на имя президента РФ Владимира Путина, прокурора области Александра Кондратьева, уполномоченного по правам предпринимателей в регионе Александра Гончарова и прокурора Увельского района Максима Прядко с просьбой разобраться в ситуации. Самое любопытное отражено в конце заявления. «Оплату выполненных работ получают только те субподрядные организации, которые работают за „откат“», — говорится в жалобе. «Континент» просит прокуратуру проверить действия генподрядчика (ОАО «Энекс») на предмет состава преступлений сразу по трем статьям Уголовного кодекса: мошенничество, превышение должностных полномочий и легализация денег.

9dd357c5d707b883909cf8b76b9abf9eВ «Континенте» не стали комментировать свое обращение в прокуратуру, уточнив лишь, что долг перед фирмой превышает 11 млн рублей. Между тем другие участники строительства на условиях анонимности также подтвердили, что подозревают топ-менеджмент «Энекса» в коррупции. Якобы есть компании, перед которыми нет долгов, и за это они возвращают часть полученных за работы денег.

В качестве иллюстрации своих подозрений бизнесмены прислали в «URA.Ru» фото трех шикарных коттеджей, строящихс9833dd8743748ac4df597630b2270481я недалеко в поселке Кичигино на берегу озера в водоохранной зоне. Там, полагают коммерсанты, местные предприниматели Александр Лазарев (правый дом) и Евгений Чубатый (средний) строят особняки для себя и вице-президента «Энекса» Владимира Кима (левый). Дескать, потому генподрядчик и не имеет долгов перед ООО «Конструктурал» Лазарева, ООО «Волгатомспецстрой» Чубатого и другими бизнесменами, с которыми удалось выстроить откатную схему. Коттедж Кима из клееного бруса оценивается в 10 млн рублей.

Ким утверждает, что у его компании давний конфликт с «Континентом» из-за низкого качества работ на общежитии и срыва срока сдачи объекта. «Есть письмо от заказчика — ООО „Ресурс“, — который запретил оплачивать работы „Континенту“, пока не устранят недостатки: крыша течет, окна не открываются, с радиаторами проблемы. Мы готовы судиться с субподрядчиком. Он на полгода сорвал ввод общежития в эксплуатацию. И мне с большим трудом удалось избежать штрафных санкций от заказчика на 20 млн рублей. „Континент“ получил аванс в полном объеме, а сумма долга не превышает 15 % от полученных ими средств», — говорит вице-президента «Энекса».

Топ-менеджер генподрядчика отмечает, что его уже вызывали в ФСБ по поводу обращения «Континента» на имя президента Владимира Путина. «Мы дали исчерпывающие объяснения. В пятницу приезжает зампрокурора области, где планируем со всеми сторонами встретиться и обсудить ситуацию. Представим полный пакет документов», — добавил Ким.
Вместе с тем представитель «Энекса» признает, что у его компании долг перед субподрядчиками в районе 400 млн рублей. Однако он появился из-за того, что заказчик (ООО «Ресурс») только по акту сверки должен 500 млн рублей. «После полгода войны „Ресурс“ начал рассматривать дополнительные соглашения. Ведь проект имеет кучу недочетов, ошибок, которые по факту приходилось исправлять. На это мы потратили порядка 380 млн рублей — это подтверждено документально. И еще 200 млн рублей нужно на устранение оставшихся проблем», — подчеркивает Ким.

В ООО «Ресурс» получить комментарии не удалось. Гендиректор управляющей компании ТЛК «Южноуральский» Владимир Павлов также воздержался от подробного обсуждения ситуации. Он лишь заметил, что ТЛК не имеет долгов, акт сверки подписан, а долг собственника (ООО «Ресурс») на порядок ниже озвученного и появился из-за того, что «Энекс» выполнил работы некачественно и не в срок.

Учредителем ООО «Ресурс» официально является кипрская компания «ISALCA MANAGEMENT LTD». Конечными бенефициарами называются Сергей Копьев, Вадим Сачков, президент футбольного клуба ЦСКА Евгений Гинер и другие физические лица, управляющие крупными инвестиционными фондами.

Кроме ТЛК «Южноуральский», других активов у «Ресурса» нет. И по срокам создания компании (2011 год) можно предположить, что она учреждалась исключительно для реализации проекта по строительству транспортно-логистического комплекса.

Куратор проекта от правительства региона вице-губернатор Руслан Гаттаров в момент подготовки публикации участвовал в совещании по высокоскоростной железной дороге Челябинск-Екатеринбург, поэтому был недоступен для комментариев. Однако источник в правительстве области признал наличие проблем между собственником ТЛК и подрядчиками строительства.

«Мы в курсе, что у генподрядчика проблемы с финансированием, работаем с руководством проекта, чтобы их решить», — отметил собеседник.

ura.ru