ОСАГО реформируют «по жести»

В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта о реформе ОСАГО, по итогам которой автовладельцам вместо денег будут выплачивать страховку «натурой» — в виде ремонта. Центральный банк в числе прочего хочет дать автовладельцам право претендовать на привычную денежную компенсацию в случае «тяжелого положения». Госдума может рассмотреть поправки во втором и третьем чтениях уже в январе, чтобы с марта закон заработал.

В Банке России рассказали о своих предложениях по реформе ОСАГО — переходу от денежных выплат в качестве компенсаций автовладельцам к возмещению ущерба в натуральной форме, то есть ремонту транспортных средств.

Стоит отметить, что законопроект авторства депутата Госдумы Михаила Емельянова, к которому и приурочены поправки, ранее получил негативный отзыв как из правового управления Госдумы, так и из государственно-правового управления администрации президента. Там посчитали инициативу сырой и местами плохо написанной. Несмотря на это, Центробанку удалось убедить комитет ГД по финрынку рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении, с учетом последующей серьезной доработки ко второму чтению.

В начале декабря инициатива была принята в первом чтении. Теперь парламентарии вернутся к реформе ОСАГО уже в следующем году — экспертное обсуждение всех предложений, а их очень много, состоится в Госдуме 10 января 2017 года.

Пока же на заседании экспертной группы на площадке нижней палаты представители ЦБ подробно рассказали о том, как должен работать новый закон.

Заместитель руководителя департамента страхового рынка ЦБ РФ Светлана Никитина заявила, что в законе предлагается прописать исключения, при которых выплата в «натуральной форме» невозможна. Например, выплата в виде ремонта будет распространяться только на машины, которыми владеют физлица.

Кроме того, деньгами будет компенсироваться ущерб в случае, когда транспортное средство не подлежит восстановлению, или в ситуации, когда стоимость ремонта превышает страховую сумму по ОСАГО.

Еще одно исключение в ЦБ, по словам Никитиной, предлагают сделать для людей, «попавших в тяжелую жизненную ситуацию, например, когда у владельца нет заинтересованности в восстановлении автомобиля, но требуются деньги на восстановление здоровья после ДТП». Однако каким образом страхователь будет доказывать тяжесть своего положения — представитель ЦБ не уточнила. При том, судя по всему, за страховыми компаниями остается право отказать клиенту в денежной компенсации даже в таком случае.

Решать все споры между страховщиком и страхователем, касающиеся нового вида компенсации, будет некая комиссия при Российском союзе автостраховщиков (РСА).

Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин в свою очередь отметил, что «в любой ситуации, при которой по вине страховщика ОСАГО не может быть надлежащим образом организован ремонт, последует денежная выплата».

Кроме того, поправками к законопроекту будут установлены правила и условия направления транспортного средства на ремонт.

Так, в законе могут прописать, что при заключении договора автовладелец сам выбирает станцию ремонта. Правда, клиент сможет выбирать лишь из тех мастерских, с которыми у страховщика заключен договор.

Блок поправок регулятора предусматривает также, что расстояние до автосервиса, куда страховая может направить клиента, не должно превышать 50 км от места ДТП или от места жительства страхователя.

Один из самых спорных пунктов касается ситуации, когда автовладелец попал в аварию не в своем регионе. В этом случае регулятор предлагает оставить за страховой компанией право определить место ремонта.

Не в пользу автовладельцев может измениться и срок, в который он получит компенсацию. Сейчас на выплату страховой суммы после подачи в страховую всех документов законом отводится 30 дней. В измененном законе срок может вырасти до двух месяцев и даже больше. Так, помимо 20 дней, которые есть у страховой на рассмотрение ущерба, ЦБ предлагает отвести еще 30 дней на ремонт, в которые не входят выходные и праздники. К этому сроку может прибавиться еще пять дней — на доставку транспортного средства к месту ремонта. Если ремонт в этот период завершен не будет, то страховщик обязуется выплачивать неустойку за каждый день просрочки.

Согласно предложению ЦБ, гарантия на ремонт в рамках компенсации по ОСАГО должна составлять два месяца.

В ЦБ уверяют, что разработают единые требования, которым должна будет соответствовать СТО, чтобы чинить транспортные средства в рамках ОСАГО.

Чистюхин пояснил, что ЦБ будет в целом следить за тем, как реализуется новая схема компенсаций по ОСАГО, а если количество жалоб автовладельцев на натуральные компенсации будет значительным, регулятор сможет ввести запрет на эту форму возмещения убытков.

Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков заявил, выступая на рабочей группе, что законопроект в большей степени ориентирован на соблюдение интересов страховщиков, поэтому основной целью рабочей группы при подготовке проекта поправок ко второму чтению станет защита в первую очередь интересов владельцев транспортных средств.

Тем не менее, по словам Аксакова, масштабная работа может быть проделана весьма быстро, и не исключено, что уже в январе Госдума примет поправки.

Если в окончательном варианте закон примут в январе, то в силу изменения вступят с марта 2017 года.

Гендиректор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников отмечает, что условия натуральных компенсаций по страхованию автогражданской ответственности за рубежом совершенно иные.

«Нигде в мире не реализована практика принудительного направления на ремонт, а также использования, по сути, только того сервиса, который укажет страховщик, — поясняет он. — Последнее нарушает принципы свободной конкуренции — за сервисы должен рублем голосовать автовладелец. А так страховые будут выбирать своих любимчиков, за откаты. Поэтому необходимо создать базу независимых аккредитованных СТО, чтобы автовладелец сам мог выбрать любую мастерскую».

Кроме того, собеседник считает, что предложенный регулятором срок, в который мастерские обязаны произвести ремонт, слишком велик.

«В течение 20 дней страховая будет рассматривать ущерб, а потом еще 30 дней машину будут ремонтировать. То есть все это время человек оказывается без машины — это нереально», — говорит Тюрников.

Представители страхового рынка, напротив, называют поправки ЦБ сбалансированными. «Предложенные поправки учитывают интересы и страховщиков, и потребителей, — говорит вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. — Есть, конечно, несколько спорных вопросов, например, о сроках ремонта — их надо привязать к реалиям и учитывать время доставки деталей из-за границы при необходимости. Сколько времени это может занимать — надо спрашивать у поставщиков.

Еще одна проблема — это денежные выплаты в случае тяжелого материального положения клиента. Такой термин существует в УК, но к закону об ОСАГО его, конечно, не применишь.

Пока даже в ЦБ признают, что это сложный вопрос. Мы же предлагаем регулятору определить некие признаки, по которым можно определять это тяжелое положение».

gazeta.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *