Туристам могут разрешить добывать топазы в Челябинской области

Туристам могут разрешить добывать топазы на территории Челябинской области. Специалисты министерства экологии области отправились в Русскую Бразилию (так называется богатый минералами участок в Пластовском районе), чтобы решить, стоит ли открыть сокровища недр для всех желающих. Копи и рудники там начали разрабатывать еще в 19 веке.

Сергей Колисниченко начинает экскурсию для сотрудников Минэкологии с собственного каменного забора. Подобных много в Верхней Санарке. Их строят с незапамятных времен, чтобы сохранить тепло. Каменная стена, будто минералогическая карта Русской Бразилии, передает Южный Урал. Так в XIX веке территорию назвали ученые, восхищенные богатством южноуральской земли. На небольшом участке – 30 на 30 километров – и сегодня находят до 250 видов минералов.

Этот кристалл был найден на Светлинском карьере в 1998 году. Минерал морион весит 100 кг, его длина – 75 см.

На Борисовской сопке минералы совсем крошечные, небесно-синего цвета. Меньше века назад их добывали на этом месте, на глубине почти в сорок метров.

По оценкам геологов здесь находится порядка 160 тысяч тонн кианита, раньше его использовали в производстве огнеупоров, но позже посчитали экономически нецелесообразным. И сейчас все это богатство осталось невостребованным.

Сейчас старинная копь пришла в запустение, заросла бурьяном.

“Минеральные копи нужно постоянно разрабатывать, то есть не промышленная добыча минералов, а разработка такова, чтобы постоянно шли в коллекции, чтобы люди смотрели на минералы, образовывались”, – комментирует Владимир Попов, доктор геолого-минералогических наук.

Примерно также выглядит и рудник с фантастическим названием копь розовых топазов. Великолепные камни можно найти и сегодня – порядка двадцати килограммов, но разработка и изучение их не проводится. Сейчас все пришло в запустение, однако именно здесь в ближайшее время может появиться заказник или геопарк.

“Не для кого ни секрет, что под нами еще находятся тонны золота, которое не было отработано в XIX веке. Это можно извлекать и при этом пойдет изучение и редких минералов. Если мы не будем разрабатывать учебными шурфами и карьерами, мы не узнаем тайну происхождения розовых топазов на данной копи”, – говорит Александр Лагунов, директор ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области».

Минералог Сергей Колисниченко настаивает – нельзя, как это делается сейчас, запрещать туристам, неравнодушным к геологии, посещать эти места и даже добывать для себя сверкающие сувениры. Богатств не убудет, а интерес к геологии возродится. Сотрудники Минэкологии пока держат паузу: да, красота вдохновляет, но хотелось бы еще и сохранить недра. Для этого и нужно придавать новый статус памятникам – заказник это будет или один из первых в России геопарков, не важно. Главное – старинные копи будут разрабатывать и исследовать, а попутно создавать и туристические потоки.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *