Подпись по новым правилам

С 1 января в силу вступили изменения в закон о квалифицированной электронной подписи (КЭП) для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, регулирующие правила её получения и использования.

На наиболее актуальные вопросы, касающиеся нового порядка выдачи КЭП, подробно ответили в налоговой инспекции нашего города  корреспонденту «Южноуральск.РУ»

— Так что же изменилось в порядке выдачи КЭП?

— Изменились правила получения усиленной квалифицированной электронной подписи, функции по выпуску которой теперь возлагаются на ФНС России. Для получения данной услуги действует принцип экстерриториальности: налогоплательщик может обратиться в любой налоговый орган, независимо от места жительства и места постановки на учет организации или ИП. Квалифицированный сертификат выпускается на основании заявления при предъявлении паспорта, СНИЛС и после процедуры идентификации. Для записи квалифицированного сертификата необходимо предоставить носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России.

— Может ли заявитель при обращении в налоговый орган предъявлять не оригиналы документов, необходимых для выпуска электронной подписи (ЭП), а их заверенные копии?

— В соответствии с законодательством, при обращении в налоговый орган для получения КЭП налогоплательщик должен представить оригиналы документов либо их копии, заверенные надлежащим образом, то есть нотариально. В данном случае представление копий будет вполне правомерным.

— Ключи от КЭП, которые выдает налоговый орган, необходимо записать только на защищенные носители, то есть стандартные флеш-носители для этого не подходят. Как правильно подобрать токен, соответствующий всем стандартам? И можно ли использовать для этих целей ключевой носитель, на котором уже записаны другие сертификаты?

— Сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица (индивидуального предпринимателя, нотариуса) должен быть сертифицирован Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации или Федеральной службой безопасности Российской Федерации. При этом предъявлять сертификат полного соответствия на ключевой носитель не придется – в налоговых органах, предоставляющих услугу по выдаче КЭП, реализована возможность автоматической проверки ключевых носителей по требованиям их соответствия. Количество записанных закрытых ключей (уникальная последовательность символов, с помощью которой формируется каждая электронная подпись) ограничено только объемом памяти ключевого носителя.

— В том случае, если индивидуальный предприниматель сменил место жительства, должен ли он перевыпускать квалифицированный сертификат ключа электронной подписи?

— Квалифицированный сертификат проверки электронной подписи содержит следующую информацию:
• уникальный номер квалифицированного сертификата, а также даты начала и окончания его действия;
• фамилию, имя отчество и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;
• СНИЛС и ИНН;
• уникальный ключ проверки ЭП;
• наименование и место положения налогового органа, выдавшего квалифицированный сертификат, номер квалифицированного сертификата;
• иные сведения.
Место нахождения владельца КЭП указывается исключительно в отношении юридических лиц. Таким образом, в том случае, если индивидуальный предприниматель сменил место жительства, необходимости в перевыпуске квалифицированного сертификата ключа электронной подписи нет.

— В каких случаях действие квалифицированного сертификата ключа электронной подписи должно быть прекращено?

— Прекращение действия ключа ЭП осуществляется в следующих случаях:
• в связи с истечением установленного срока его действия;
• на основании заявления владельца КЭП, которое должно быть подано на бумажном носителе;
• в случае прекращения деятельности налогового органа, выдавшего КЭП;
• в случае поступления заявления о получении квалифицированного сертификата ключа электронной подписи в налоговый орган;
• в иных случаях.

— Можно ли получить КЭП в налоговом органе по нотариально заверенной доверенности от директора предприятия? Или же ему необходимо приехать лично?

— Для создания квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи заявитель может подать документы в налоговый орган одним из следующих способов:

• лично на бумажном носителе в любом налоговом органе, реализующем услугу по выдаче КЭП;
• лично на бумажном носителе в отделениях операторов электронного документооборота;
• в электронной форме с помощью интерактивных сервисов «Личный кабинет юридического лица» или «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» сайта ФНС России.
При этом получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи заявитель должен в налоговом органе лично.

— Каковы могут быть основания для отказа в предоставлении услуги по выпуску квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи?

— В соответствии с Федеральным законом для отказа в предоставлении услуги по выпуску КЭП являются следующие основания:
• отсутствие документа, удостоверяющего личность заявителя, СНИЛС либо отказ заявителя предъявить должностному лицу налогового органа указанные документы;
• несоответствие информации в представленных заявителем документах с информацией, содержащейся в информационных ресурсах;
• отсутствие носителя КЭП для записи, его неработоспособность либо его несоответствие предъявляемым требованиям.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *